МБОУ СОШ №3
Бородино, Красноярский край
  • "Шахматы"

    1-3 класс
    Есть места
    Бесплатно
    ОВЗ
    Социально-педагогическое

    Преподаватель: Комогорцев Сергей Владимирович

    Новизна программы состоит в том, что в процессе освоения содержания программы учащиеся получают целый комплекс полезных навыков и умений, необходимых в дальнейшей практической жизни. Во время обучения у детей развивается мышление,     память,     внимание,     творческое     воображение,     наблюдательность,     строгая последовательность в рассуждениях. Они способны уже выполнять простейшие логические операции, учатся анализу и синтезу. Набираются опыта в работе с первоисточниками, самостоятельной деятельности в исследовании и сопоставлении.

    Актуальность программы

    Шахматы - своеобразный мостик от игровой деятельности к учебе. Игра для ребенка - смысл   жизни.   Во   время   игры   он   приобретает  усидчивость,   самостоятельность,   учиться концентрировать внимание, совершает множество мыслительных операций.

    Формирование разносторонне развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Шахматы, воздействуя на зону ближайшего развития, выявляют пороги развития личности. Система шахматных занятий способствует общему развитию и воспитанию школьника.

    Содержание программы

      Содержание программы разделено на два этапа. На первом этапе, в течение первого года ребенок учиться играть в шахматы. На втором этапе, в течение второго года, его уже интересуют спортивные результаты. Здесь ему нужно не просто играть в шахматы, а побеждать.

      В процессе освоения содержания программы учащийся получает целый комплекс полезных навыков и умений, необходимых в дальнейшей практической жизни. Во время обучения у детей развивается мышление,     память,     внимание,     творческое     воображение,     наблюдательность,     строгая последовательность в рассуждениях. Они способны уже выполнять простейшие логические операции, учатся анализу и синтезу. Набираются опыта в работе с первоисточниками, самостоятельной деятельности в исследовании и сопоставлении. В процессе реализации  программы используются такие методы как проблемный и частично-поисковый.  

    Психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении следующий: сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой (проблема - сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоположные позиции при его решении), у человека возникает состояние недоумения, удивления, возникает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме:

    -выдвижение гипотез;

    -обоснование гипотез;

    -проверка гипотез.

    Частично-поисковая деятельность заключается в том, что педагог продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Педагог должен придумать возможные «косвенные подсказки» и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы учащихся.

    Цели программы:

    развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

    Результат программы:

    К концу 1 года обучения дети должны уметь:

    • правильно размещать шахматную доску между партнерами;
    • правильно расставлять фигуры перед игрой;
    • уметь вести запись партии;
    • уметь разыгрывать шахматную партию от начала и до конца без нарушений шахматного кодекса;
    • Рокировать, объявлять шах, ставить мат;
    • Решать элементарные задачи на мат в 1 и 2 хода;
    • проводить элементарные комбинации на двойной удар, выигрыш связанной фигуры.

    К концу 2 года обучения дети должны знать:

    - основные тактические приемы: двойной удар, связка, методы защиты от связки, сквозной удар, завлечение, отвлечение, перегрузка, уничтожение защиты, тожение защиты, перекрытие, взлом, вскрытое падение, промежуточный ход, западня;

    - базовые сведения о пешечных окончаниях: ближняя и дальняя оппозиция, отдаленная проходная, защищенная проходная, прорыв, правила квадрата, метод отталкивания плечом;

    - базовые сведения о методах разыгрывания дебюта, основные принципы разыгрывания королевского, северного и центрального гамбитов.

    Должны уметь:

    - проводить более сложные комбинации на двойной удар, на выигрыш либо спасение связанной фигуры, на спертый мат, завлечение, отвлечение, перегрузку и т.п. в два, три и более ходов;

    -поставить мат в окончании «король и ладья против одинокого короля», «король и два слона против одинокого короля»;

    - дать оценку (выигрыш, проигрыш или ничья) любой позиции «король и пешка против короля» при ходе каждой из сторон;

    - составлять элементарные планы на разных стадиях партий;

    - разыгрывать дебют в соответствии с основными принципами игры в дебюте.

    Особые условия проведения:

    Набор обучающихся проводится по собеседованию, целью которого является выявление интереса и потребностей в данном направлении.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie