МБОУ СОШ №3
Бородино, Красноярский край
  • "Юный эколог"

    1-4 класс
    Есть места
    Бесплатно
    ОВЗ
    Естественная наука

    Преподаватель: Ефимкина Анна Ионовна

    Новизна программы

    Программа «Юный эколог» связана с такими информационными областями как «Природа края», «Краеведение», так как специфика экологических закономерностей определяется особенностями территории и преломляется через проблемы взаимодействия общества и природы региона. Также при ведении курса идёт опора на работу с мыслительными процессами ребят. В процессе освоения содержания программы учащиеся получают целый комплекс полезных навыков и умений, необходимых в дальнейшей практической жизни. Во время обучения у детей развивается мышление,     память,     внимание,     творческое     воображение,     наблюдательность. Они набираются опыта в работе с первоисточниками, самостоятельной деятельности в исследовании и сопоставлении.

    При реализации программы используется цифровое оборудование центра образования естественно-научной и технической направленности «Точка роста», которое позволяет организовать интерактивные занятия с ребятами, провести эксперименты и практикумы с использованием специального программного обеспечения, что способствует развитию интереса к экологическим знаниям.

    Актуальность программы

            Особая актуальность кружка связана с мировоззренческим характером экологических знаний, что необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Знание учащимися особенностей протекания экологических процессов в условиях Красноярского края будет способствовать их воспитанию как рациональных природопользователей, служить целям экологического просвещения и культуры. Экологическое воспитание младших школьников в дальнейшем преобразуется в прочные убеждения.

    Формирование экологической культуры происходит через развитие мышления и осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

    Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

    • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
    • развитие мыследеятельностных процессов при работе с абстракными понятиями;
    • формирование представлений о природе как универсальной ценности;
    • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
    • развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
    • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
    • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
    • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
    • вовлечение учащихся в реальную практическую деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

    Содержание программы

    Дидактической цели преподавания программы соответствует развитие приёмов мыследеятельности при изучении многообразия экологических явлений, их общих и специфических черт. Концепция курса основывается на классической трактовке экологии как науки, изучающей взаимоотношения живого со средой обитания.

    Экология как образовательная область, наука и сфера человеческой деятельности имеет не только мировоззренческую значимость и практическую направленность, но и социальную востребованность, что особенно проявляется на региональном уровне.

    Современная экология как междисциплинарная наука очень сложна. Для адаптации этой области знаний к школьному курсу выделены содержательные линии предъявления учебного материала.

    Первая содержательная линия содержит сведения об особенностях и структуре территории Красноярского края, о компонентах экосистем, средах обитания и экологических факторах окружающей среды.

    Вторая содержательная линия направлена на изучение разнообразия живых организмов региона, экологических групп, популяций и сообществ, закономерностей их взаимодействия со средой и биотических взаимоотношений в условиях Красноярского края.

    Третья содержательная линия связана с анализом экологических последствий взаимодействия общества и природы, разного характера антропогенной деятельности.

    Цели программы:

    - формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона;

    - формирование социальной культуры и  проектной деятельности обучающихся, направленной не только на расширение познавательных интересов школьников, но и на стимулирование активности, инициативы и исследовательской деятельности обучающихся.

    Результат программы:

    Образовательные:

    эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и местности;

    возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;

    активизации познавательной деятельности учащихся;

    вовлечение учащихся в практическую  деятельность;

    формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;

    привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

    Педагогические:

    создание условий для внедрения на уровне начального общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися программы естественнонаучного и цифрового профилей;

    использование новых технологий в образовательном процессе (в том числе работа на оборудовании Центра образования естественно-научной и технологической направленностей), способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;

    повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;

    взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса; 

    Показателями экологического образования детей первого года обучения следует считать:

    - интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «обеспокоенный» и т.д.);

    - желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;

    - желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;

    - желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

    - стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;

    - попытка оценивать свое поведение.

    В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом как домом диких растений и животных.

    Продолжают изучение воздуха и во время тренировочных прогулок определять, где самый чистый и где самый грязный воздух, снег в микрорайонах села.

    Изготовление (самостоятельно) кормушек из бытового мусора (пакеты из-под молока, чая…).

    В третьем классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение взаимосвязей между растениям и животными, их связи с лесом, лугом, водоемом.

    Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.

    В четвертом классе дети изучают природные и культурные республики, местности.

    Изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.

    Строить взаимоотношения со своим окружением дети стараются в соответствии с кодексом чести юного эколога, который попытаемся разработать сами.

    Особые условия проведения:

    набор обучающихся проводится по собеседованию, целью которого является выявление интереса и потребностей в данном направлении.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie