Программа содержит теоретическое и практическое углубленное исследование вопросов современной физики посредством практикумов по решению нестандартных задач (олимпиадного и конкурсного свойства различных уровней), выполнения лабораторно-практических работ, выбора направлений и выполнения исследовательских работ, посредством экспериментальной деятельности. Программа раскрывает учащимся достижения современной физики, осуществляет развитие и совершенствование общеучебных умений и навыков (ОУУН) учащихся: организационных, поисково-информационных, интеллектуальных и коммуникативных, которые позволят успешно овладевать новыми знаниями и умениями, определят их оперативность и действенность и подготовят учащихся к самообразованию и осознанному выбору профиля обучения в вузе.
Какая то секция
Преподаватель: Осипова Татьяна Николаевна
Содержание программы
Практическая значимость данной программы заключается в прививании интереса у школьников к точным наукам, начиная уже со средней школы. Занятия в детском объединении позволяют пробудить в учащихся интерес к физике, понять суть ее явлений с помощью решения простых занимательных задач. Правильное понимание физики и методов ее изучения позволяют учащемуся сделать осознанный выбор дальнейшего направления обучения. На сегодняшний день данная задача стоит особо остро, поскольку в стране есть необходимость в стабильном притоке молодых специалистов в области высоких наукоемких технологий.
Программа «юный физик» ставит перед собой цель обучить учащихся применять физические знания на практике, видеть и уметь объяснять наблюдаемые природные и другие явления, самостоятельно проводить эксперименты и давать им качественную оценку путѐм собственных умозаключений, переводить невероятное в очевидное, обыденное в увлекательное. Благодаря комплексному подходу формируется всесторонне развитая личность учащегося современной школы, девизом которой становится 4 крылатая фраза «Cogito, ergo sum» — «Я мыслю, следовательно, я существую». Что и составляет актуальность данной программы.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей школьников. Поскольку учащиеся 1-го уровня обучения любят играть (значит проживать условную, но очень похожую на жизнь ситуацию, соревноваться, имитировать взрослую жизнь, дискутировать), действовать (значит максимально включать органы чувств и двигательную систему, оперировать предметами, приборами и приспособлениями) и думать (значит сопоставлять сведения, полученные с помощью органов чувств с некоторой схемой, формировать понятия, выстраивать новую логическую схему, осмысливать личный опыт, творить гипотезы), на занятиях с учащимися преобладают эти виды деятельности. Знания и умения, приобретенные учащимися на 1-ом уровне обучения, способствуют выбору физико-математического профиля обучения на старшей ступени обучения в школе.
Задания на сообразительность, смекалку не исключены и на занятиях 2-го уровня обучения, но здесь превалируют лекции по наиболее важным разделам физики и астрономии, обсуждение проблем на семинарах, практические и лабораторные работы с элементами научного исследования, доклады на конференциях, семинарах и участие в олимпиадах различного уровня, где учащиеся демонстрируют ясное понимание основных законов физики, соответствующий уровень математической и естественнонаучной подготовки, творческий подход к решению проблем. Программа «Юный физик» ставит перед собой цель обучить учащихся применять физические знания на практике, видеть и уметь объяснять наблюдаемые природные и другие явления, самостоятельно проводить эксперименты и давать им качественную оценку путём собственных умозаключений, переводить невероятное в очевидное, обыденное в увлекательное. Что и составляет актуальность данной программы.
(выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы.
Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Цели программы:
дополнительная теоретическая и практическая подготовка по физике, формирование умений и навыков исследовательской деятельности и развитие ОУУН и творческих способностей учащихся, проявляющих интерес к современным школьному курсу физики.
Результат программы:
Завершение освоения программы предполагает наличие следующих компетенций учащихся:
После 1-го года обучения учащийся должен:
• знать о необходимости измерений в повседневной практике и научной деятельности;
• выполнять прямые измерения, уметь выражать свойства природы числами;
• уметь считывать результат со шкалы прибора с учётом погрешности;
• проводить систематические наблюдения и изменения величин в повседневной практике;
• проявлять сообразительность, смекалку, находчивость в процессе измерений;
• выдвигать гипотезы, выявлять закономерности по результатам наблюдений;
• уметь проводить индивидуальные вполне законченные исследования;
• владеть приёмами получения и обработки результатов (табулирование, графическое представление);
• иметь представление об ошибке эксперимента (грубый промах, систематическая и случайная погрешность);
• иметь первичные навыки осознанного построения физической модели;
• усвоить теоретический материал на уровне применения к решению контрольных заданий по физике;
• уметь решать олимпиадные задачи по темам «Измерения», «Тепловое расширение тел», «Механическое движение», «Плотность», «Движение и силы», «Давление», «Давление жидкостей и газов», «Атмосферное давление», «Архимедова сила», «Работа и мощность», «Простые механизмы», «Энергия»;
• уметь работать с источниками информации (учебниками, научно-популярными и периодическими изданиями) и передавать информацию в измененном виде (сложный план, таблица, схема, опорный конспект);
• знать классификацию ОУУН, осуществлять самостоятельную учебную деятельность по инструкции в полном цикле, уметь сравнивать (полное комплексное сравнение объектов), анализировать (многоступенчатый анализ объекта), осуществлять обобщение (нескольких фактов), доказывать (соблюдать все правила доказательства), уметь работать в группе;
• уметь выполнять цикл лабораторных работ по измерениям и механике.
После 2-го года обучения учащийся должен:
• уметь решать олимпиадные задачи по темам «Теплота и работа», «Теплопередача и работа», «Изменение агрегатных состояний вещества», «Тепловые двигатели», «Электростатика», «Ток. Напряжение. Сопротивление проводников», «Работа и мощность тока», «Магнитные и электромагнитные явления», «Геометрическая оптика»;
• отбирать источники информации и составлять небольшой обзор литературы по заданной интересующей ученика теме;
• знать теорию учебно-исследовательской работы;
• ставить перед собой значимые достижимые цели и самостоятельно организовывать деятельность по их достижению;
• уметь сравнивать (сопоставлять сходные или противопоставлять противоположные явления), обобщать множество фактов, анализировать (многоступенчатый анализ частей объекта, опровергать (соблюдая все правила), уметь дать оценку собственной работе и работе группы;
• уметь выполнять цикл лабораторных работ по молекулярной физике, электричеству,
геометрической оптике;
• сориентироваться в выборе профиля обучения на старших ступенях школы.
После 3-го года обучения учащийся должен:
• знать на высоком практически-прикладном уровне основы электродинамики нестационарных явлений, оптики, квантовой физики;
• подбирать, изучать теоретический материал любого характера по любой теме и составлять соответствующий всем предъявляемым требованиям обзор источников информации;
• уметь решать олимпиадные, избранные и конкурсные задачи;
• осуществлять анализ физических процессов и технологий;
• владеть всем объёмом практических навыков и умений;
• иметь действенную потребность в самообразовании;
• набрать образовательный рейтинг, позволяющий продолжить обучение в вузе с физико- техническим профилем.
Кроме того, по окончании обучения по программе, учащиеся должны:
• реализовать полученные знания через участие в олимпиадах и конкурсах по астрономии и
физике и научно-практических конференциях различного уровня сложности.