Новизна программы
Программа «Юный эколог» связана с такими информационными областями как «Природа края», «Краеведение», так как специфика экологических закономерностей определяется особенностями территории и преломляется через проблемы взаимодействия общества и природы региона. Также при ведении курса идёт опора на работу с мыслительными процессами ребят. В процессе освоения содержания программы учащиеся получают целый комплекс полезных навыков и умений, необходимых в дальнейшей практической жизни. Во время обучения у детей развивается мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность. Они набираются опыта в работе с первоисточниками, самостоятельной деятельности в исследовании и сопоставлении.
При реализации программы используется цифровое оборудование центра образования естественно-научной и технической направленности «Точка роста», которое позволяет организовать интерактивные занятия с ребятами, провести эксперименты и практикумы с использованием специального программного обеспечения, что способствует развитию интереса к экологическим знаниям.
Актуальность программы
Особая актуальность кружка связана с мировоззренческим характером экологических знаний, что необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Знание учащимися особенностей протекания экологических процессов в условиях Красноярского края будет способствовать их воспитанию как рациональных природопользователей, служить целям экологического просвещения и культуры. Экологическое воспитание младших школьников в дальнейшем преобразуется в прочные убеждения.
Формирование экологической культуры происходит через развитие мышления и осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- развитие мыследеятельностных процессов при работе с абстракными понятиями;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
- развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в реальную практическую деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.